Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)

Приведенное ниже описание процедуры составлено на базе предположения о правильности подсоединения ВВ свечных проводов и установки распределителя зажигания. Если возникает необходимость приведения двигателя в ВМТ с целью корректировки положения распределителя, положение поршня в первом цилиндре двигателя может быть качественно определено путем отслеживания изменения компрессионного давления через свечное отверстие. Далее необходимо добиться совмещения соответствующих установочных меток.

Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своем цилиндре. Строго говоря, в 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается каждым из поршней дважды: один раз в конце такта сжатия и второй - в конце выпускного такта. При выполнении настроек фаз газораспределения и установке угла опережения зажигания в подавляющем большинстве случаев используется положение ВМТ конца такта сжатия поршня (обычно первого цилиндра).

Необходимость в приведении поршня(ей) в положение ВМТ возникает при проведении многих процедур, в частности таких, как снятие/установка распределительного вала, компонентов привода ГРМ и распределителя зажигания.

Удостоверьтесь, что трансмиссия переведена в нейтральное положение, затем прочно взведите стояночный тормоз, либо подоприте задние колеса автомобиля противооткатными башмаками. Также иммобилизуйте систему зажигания, отсоединив ВВ провод катушки от крышки распределителя и заземлив его на блок двигателя проводом-перемычкой. Выверните свечи зажигания (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).

Приведение любого из поршней в положение ВМТ производится путем проворачивания коленчатого вала двигателя одним из описанных ниже способов. Если смотреть на двигатель спереди (со стороны приводного ремня), нормальным направлением вращения коленчатого вала будет направление по часовой стрелке:

a) Наиболее эффективным методом являетсяпроворачивание вала в нормальном направлении за болт, ввернутый в торец его передней цапфы при помощи торцевого ключа с храповым приводом, - снимите нижний защитный экран с пассажирской стороны автомобиля;
b) Сэкономить время позволит применение дистанционного выключателя стартера (следуйте инструкциям изготовителей). Как только поршень окажется достаточно близко от ВМТ конца такта сжатия, стартер останавливается и дальнейшая подгонка осуществляется методом, описанным в пункте (а);
c) При наличии помощника, предварительное проворачивание двигателя может быть осуществлено короткими рывками с водительского места под руководством оператора. Принцип тот же, что и описанный в пункте (b). Окончательная корректировка, опять-таки, производится вручную, при помощи торцевого ключа (см. пункт а).

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Запомните положение клеммы подсоединения свечного провода первого цилиндра на крышке распределителя.

2. Если клемма не промаркирована, пройдитесь по проводу от свечи к крышке и нанесите

2. Если клемма не промаркирована, пройдитесь по проводу от свечи к крышке и нанесите соответствующую метку самостоятельно (воспользуйтесь чертилкой или маркером).

3. Снимите крышку с распределителя и отложите ее в сторону (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).

4. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке таким образом, чтобы белая метка

4. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке таким образом, чтобы белая метка ВМТ на его шкиве совместилась с треугольным указателем на крышке газораспределительного ремня.

На шкиве имеется две установочные метки. Вторая метка нанесена красной краской и служит только для установки угла опережения зажигания при помощи стробоскопа.

5. Теперь проверьте положение бегунка распределителя, - он должен оказаться развернутым носиком точно на метку на ободе корпуса. Если бегунок развернут относительно метки на 180°, следовательно, поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ конца выпускного такта. Для того, чтобы привести поршень в ВМТ конца такта сжатия, следует провернуть коленчатый вал еще на один полный оборот (360°) против часовой стрелки. Теперь бегунок должен развернуться носиком к метке.

6. Ослабьте винт и отложите смотровую крышку в сторону, обеспечив тем самым доступ

6. Ослабьте винт и отложите смотровую крышку в сторону, обеспечив тем самым доступ к установочным меткам на зубчатых колесах распределительных валов обоих рядов цилиндров. Сквозь отверстие в крышке газораспределительного ремня удостоверьтесь, что установочная метка на зубчатом колесе распределительного вала совмещена с ответной меткой на задней крышке.

7. Когда все метки (на шкиве коленчатого вала и зубчатом колесе распределительного вала)окажутся совмещены, поршень первого цилиндра можно считать приведенным в положение ВМТ конца такта сжатия.
8. Теперь, чтобы поочередно, в порядке зажигания, привести в ВМТ оставшиеся поршни, коленчатый вал следует проворачивать по часовой стрелке с шагом в 120°, переходя от цилиндра к цилиндру в порядке зажигания. Наносите соответствующие метки на ободе корпуса распределителя (как это делали выше для клеммы подсоединения первого свечного провода). Проворачивание коленчатого вала будет неизбежно сопровождаться вращением бегунка, совмещение носика которого с соответствующей меткой и явится подтверждением о приведении очередного поршня в ВМТ конца такта сжатия.

    Смотрите также:

    Устранение неисправностей в пути
    В данном разделе вы найдете полезные рекомендации о том, как правильно действовать в наиболее типичных ситуациях при возникновении неисправностей автомобиля в пути. Здесь описаны безопасные приемы о ...

    Безопасность водителя и пассажиров
    Раздел содержит важную информацию о средствах, обеспечивающих безопасность водителя и пассажиров автомобиля. Здесь вы найдете инструкции по правильному использованию ремней безопасности. В нем так ...

    Рекомендуемые моменты переключения передач, Максимально допустимые скорости движения автомобиля на различных передачах
    Рекомендуемые моменты переключения передач Старайтесь двигаться на максимально высокой передаче, обеспечивающейв конкретных дорожных условиях нормальное функционирование двигателя при равномерном ...